Стили дизайна интерьера
Стиль интерьера – способы формирования пространства
Подобно тому, как архитектура является частью культуры каждого народа, так и в ней всегда переплетаются традиции и современность. Так же, как в жизни тесно сосуществуют литературный и разговорный языки, так и в ней различные стили постоянно, взаимно дополняя, проникают друг в друга и рождают новые направления.
Понятие стиля – история и индивидуальность восприятия
«Стилем» принято называть обобщенное понятие создания образа за счет единства творческих приемов и средств художественной выразительности. Под этим термином зачастую имеют в виду характерные особенности целых определенных исторических эпох, к примеру, готику или ренессанс. Сегодня также принято понимать под «стилем» персональные предпочтения, например, в создании конкретного интерьера. Таким образом, параллельно с общепринятыми историческими стилями интерьера существуют индивидуальные дизайнерские направления. На самом деле провести четкие грани между стилями и их родившими эпохами невозможно.
Стиль – это средство архитектурной выразительности, ее язык, инструмент передачи мыслей и образов. Как любой живой язык, он впитывает в себя способы формирования образов из других направлений. В результате легко прослеживается родство многих стилей, их переплетение. Но слишком активное заимствование приемов многих направлений в лучшем случае способно породить смешение стилей – «эклектику», в худшем безвкусицу – «китч».
Черту, на которой необходимо остановиться при создании своего индивидуального стиля дизайна интерьера, четко определить невозможно. Здесь требуются познания в сфере архитектуры, композиции, наличие художественного вкуса, отличное владение информацией об отделочных и строительных материалах.
Различные стили – история и современность
Во всем в мире можно проследить его дуалистичность – у человека есть два мозговых полушария, у Земли – два полушария. Так и различные архитектурные направления условно делят на восточное и западное, хотя иногда четкие границы между ними провести сложно.
Византийский стиль
Для этого направления характерны мощные стены с маленькими окнами, купольные кровли и арочные конструкции. Интерьеры яркие, богато декорированные коврами.
Готика (XII-XV вв.)
Отличительные черты готического стиля – чрезмерно вытянутые пропорции, просторные, очень высокие помещения, «каменное кружево» декора. Изобретенная в эту эпоху конструктивная схема позволила создавать своды небывалой высоты. В это же время появились цветные витражи, которыми заполнялись большие окна, дававшие отличную освещенность помещений.
Ренессанс (Возрождение)
Величайшим мастером Возрождения, олицетворяющим всю эпоху, считают Микеланджело Буонаротти, который скорее был скульптором, чем архитектором. Он творил свою архитектуру, как своеобразный фон для изваяний. Он первым сдвоил пилястры и колонны, а также изменил их принятый раньше ритм.
Считают, что Микеланджело был одновременно последним творцом Ренессанса и основателем стиля барокко – он создал его характерный элемент, первым использовав возможности пластики стены. Его эпохальное произведение – собор Святого Петра в Риме – относят уже к барокко.
Рококо
Этот стиль вошел в моду в XIX веке, когда в нем оформлялись дворянские особняки. Для рококо характерно роскошное убранство гостиных с изобилием дорогих коллекций произведений искусств. В России XIX века этот стиль отличался от его европейского варианта тем, что дворяне в формировании интерьеров отказывались от услуг архитекторов. Результатом оформления помещений самими хозяевами стала перегруженность комнат числом предметов и декором, что приводило к замкнутости пространства.
Классицизм
В классицизме архитекторами была предпринята попытка на основе суммарного опыта и принципов предыдущих направлений создать идеальный стиль, способный существовать вечно. Эта идея периодически перерождалась, вновь обретая актуальность. В классицизме при проектировании фасадов и интерьеров использовались элементы античной архитектуры, разрабатывалась «ордерная» система организации декора.
Романтизм
Этому направлению, которое считается стилем поэтических натур, присуще использование природных форм декора, ковки, готических элементов, облицовки диким камнем.
Ар-нуво
Этот стиль в XIX веке развился в искусстве и архитектуре Европы, как противоположность неоготики. Ар-нуво присущи плавные, криволинейные формы с выраженным стремлением к асимметрии. Для мебельного декора характерны растительные и природные мотивы. В оформлении в этом стиле часто использовались изображения женских фигур с волосами, струящимися потоками. В России ар-нуво называли модерном. Символы – растительные элементы, из которых особенно почитались изображения орхидей и ирисов.
Неомодерн
Для неомодерна в оформлении помещений характерен синтез пластики ар-нуво и современных технологий, при этом одновременно орнаменты практически отсутствуют.
В 20-30гг. прошлого века стал преемником ар-нуво, но одновременно на него повлияло американское народное искусство, кубизм и промышленный дизайн активно развивавшегося в этот период самолето- и машиностроения. Ар-деко с его изящным и легким декором породили напор и скорость наступающей эпохи машин.
Своим появлением модернизм обязан влиянию немецкой школы «Баухаус» и кубизма. Стремление этого стиля – найти рациональную эстетику, отражающую утилитарную и технологическую суть вещей.
Обычно стены оформляются в мягком кремовом, ярко-красном или ослепительно-желтом тонах. Полированная мебель в английских интерьерах тяжелая, но одновременно изящная. Деревянные полы покрываются мягкими и толстыми коврами из шерсти. Обязательные атрибуты гостиной – клетчатый шерстяной плед и скамеечка-подставка для ног. Текстиль в английском стиле часто украшен изображением роз – они встречаются и на обивке мебели, и на гардинах. В английских гостиных сочетание тканей производит несколько хаотичное впечатление, но все же, романтичный цветочный узор отлично выглядит рядом со строгой клеткой.
Это направление позаимствовало у Средиземноморья яркость красок, в которых отражается обилие солнца, моря, буйство растительности. В цветовой гамме стиля преобладают синевато-зеленый, коричневый, золотисто-оранжевый тона. Буйство красок проявляется везде – стены ярко окрашены, напольное покрытие представляет собой узоры из цветной керамической или мраморной плитки. Средиземноморскому стилю присуща определенная грубоватость и фактурность отделки стен, подчеркивающие ее «рукотворность». Через большие окна в помещение попадает много солнца, наполняя пространство светом и воздухом. В жилищах Испании и Италии распространено соседство кованой и крашеной деревянной мебели.
Итальянский стиль в дизайне интерьера: атмосфера уюта и гармонии
Отличительные черты стиля – создание интерьера за счет поиска идеальных цветовых соотношений и пропорций в простых объемах при максимальном отсутствии декора.
Для эклектики характерна комбинация мебели и аксессуаров различного происхождения, времени и использование во всем смешанной стилистики. Стилевое решение интерьера возможно при условии сочетания элементов максимум трех направлений, которые имеют общее архитектурное и цветовое решение.
Эклектика или отсутствие определенного стиля, как правило, процветает в периоды, когда одно направление себя уже изжило, а другое еще не возникло. Таким временем можно назвать переход от ХХ к XXI столетию – популярностью пользуется все, что функционально подходит или просто нравится.
Для эклектики характерно использование строгих вертикальных линий наряду со скругленными углами, а также «отступающих» форм. Мебель этого направления отличается наличием декора в виде треугольников, кругов, зигзагов, солнц.
Теория хай-тека, основанная на воплощении в интерьерах последних технических достижений, родилась в 70-е годы в прошлом веке в Британии. Характерная черта стиля – присутствие в помещениях инженерного оборудования и выступающих конструктивных элементов. Хай-теку присуще все, что ассоциируется с современными космическими кораблями. Металлические поверхности, болты, хромированные трубы, полированные перемычки – все эти атрибуты востребованы в «высокотехнологичном» интерьере. Мода на хай-тек появляется волнообразно, обычно ее всплеск приходится на момент увеличения спроса на какие-либо технологии, возникновение новых отделочных или строительных материалов.
Индустриальное направление
Этот стиль дизайна интерьера с его стерильными открытыми пространствами, которые ассоциируются с фантастическими фильмами, сродни минимализму. Для индустриального направления в дизайне присуще наличие в интерьерах открытых коммуникаций и строительных конструкций. Часто здесь можно встретить напольные чугунные плиты, мебель из металла. Невзирая на то, что этот стиль производит некое нежилое впечатление, его применяют не только в офисах, но и в жилых помещениях, стремясь подчеркнуть пренебрежение к «бытовухе».
Пост-модернизм
Стиль возник в искусстве и архитектуре в ХХ веке, как противоположность радикализму модерна. Пост-модернизм применяет синтез разнообразных направлений прошлого, к примеру, барокко и классицизма, нередко воплощая его с большой иронией. Характерно стремление к созданию пространств, отличающихся яркими театральными образами.
Традиционный
К интерьерам этого стиля дизайна принято относить респектабельные решения пространств, которые воплощают буржуазный образ жизни. Мебель здесь основательная и добротная, часто в духе прошлых эпох, все предметы всегда имеют историческую принадлежность.
Китч
Это своеобразная игра в антидизайн, появившаяся в качестве протеста в интерьерной моде. Китчем называют некоторые из течений пост-модернизма, которые в своей работе активно используют потенциал безвкусия и очарования сентиментальных вещиц массового спроса. Такой подход к дизайну предназначен для не слишком серьезно относящихся к среде своей жизни людей.
Современный стиль дизайна интерьера
Каждое новое открытие порождает соответствующую моду и стиль. Влияние материалов и моды всегда было взаимным. Так в древности строили из природного камня и дерева. Затем появился папирус, который также использовали для декора. С открытием металла, медь, а потом бронза стали активно применяться в строительстве. С изобретением стекла, его свойства также стали широко использоваться для оформления жилищ.
С появлением поточного производства и промышленной химии популярность пришла к синтетическим материалам, которые стали применяться в отделке, строительстве. Современный стиль – олицетворение века пластмассы, которая используется для оформления, как общественных, так и жилых помещений.
Это наиболее экзотическое направление из этностилей. Очень теплая цветовая африканская гамма имитирует окрас диких животных. Особый колорит интерьерам придают шкуры зебр, тигров.
Индийский
Цветовая гамма индийского стиля – это совершенно неповторимые оттенки оранжевого, малинового и бирюзового. В Индии мебель из тика низкая, сделанная вручную. Ее характерная черта – легкая трансформация: столы и стулья, ставни, двери и ширмы часто «меняются ролями».
Египетский
Данный стиль просуществовал больше 4 тысяч лет, практически не изменившись с момента своего зарождения, и знаком нам, благодаря культовым сооружениям. Сохранившиеся памятники той эпохи – это монументальные гробницы, храмы и дворцы, призванные собой олицетворять вечность. На конструктивные элементы сооружений обычно нанесены иероглифические письмена и сцены погребальных ритуалов. В постройках можно встретить три типа колон – гаторическую (капитель в виде собачьей головы богини Гатор), папирусовидую (капитель напоминает связку папируса) и лотосовидную (капитель в виде лотоса).
Исключением стало время правления Аменхотепа IV (XIV в. до н.э.), когда были запрещены старые культы, а само солнце было провозглашено богом. Эти перемены дали толчок развитию искусства, которое повернулось в сторону природы и человека. Место погребальных сцен заняли чувственные сюжеты из жизни, бабочки, рыбки. В дальнейшем на элементах египетского стиля были основаны ар-деко и ампир.
Китайский
Традиционное для китайцев философское отношение ко всем событиям вокруг и размеренный уклад жизни обусловили и особенности обустройства их жилищ, кардинально отличного по стилю от прочих народов Востока. Острых углов в китайском интерьере нет, как и громоздкой мебели, а те предметы обстановки, которые имеются, разнообразием не отличаются. Основным материалом для изготовления мебели и множества других вещей служит бамбук – прочное, но эластичное сырье. Традиционно для декорирования предметов мебели применялась сложная техника многослойной гравировки и резьба по черному лаку.
Внутреннее пространство жилищ китайцы, в отличие от аскетичных японцев, использует более полно, создавая арки и ниши для размещения в них игрушек и декоративных аксессуаров. Шкафы, в отличие от парадной мебели, являлись обычными предметами обихода. Интерьер богатого жилища завершают лаковые столики с изысканным декорированием стойкой резьбой – на них устанавливали вазы и украшения.
Для украшения мебели активно применяется техника интарсии, известная также европейцам. Интарсия представляет собой врезное декорирование поверхностей шкафов, столов из тончайшей фанеры самых разных оттенков. Китайская техника отличается от европейского варианта тем, что узоры в ее исполнении выступают над поверхностью, а не представляют с ней единую плоскость.
Знатные китайцы в своих домах имели мебель отличную от предметов обстановки в жилищах простолюдинов. Среди предметов интерьера основными были столы, лежак и стулья. Вся мебель была бамбуковой и имела преимущественно прямоугольную форму.
Еще одна характерная черта, до сих пор существующая, пожалуй, только в Китае, - абсолютное отсутствие на окнах занавесей. Помимо этого в домах не бывает люстр – электричество их освещает, но посредством обычных ламп освещения.
Основной принцип обустройства китайского дома состоит в переплетении реальности с мифологией, где главное действующее лицо – дракон, являющийся самым могущественным из всех живых существ. В жизни китайцев ведущим цветом считается красный, символизирующий энергию, цвет огненного дракона.
Хоть японский тип формирования интерьера жилища, и имеет свои определенные принципы, но он, тем не менее, отражает индивидуальность хозяев. Причем обе стороны процесса соблюдаются по сей день. Характерные черты японского вкуса – стремление к асимметрии и простоте, благодаря чему создается впечатление, что пространство «дышит».
В отличие от Китая, где для зонирования помещения применяются исключительно ширмы, то в Японии наряду с ними активно используются циновки. Они не только разделяют помещение, но и служат для украшения стен и покрытия полов, где жители проводят большой период жизни – на них они спят, едят, беседуют, занимаются домашними делами.
Основная задача японского дизайна – это абсолютная изоляция от окружающего мира, создающаяся во многом за счет четкой функциональности комнат. В интерьерах практически отсутствует мебель – роль полок и шкафов исполняют ниши в стенах (своеобразный аналог встроенных шкафов). В них хранят гардероб, постельные принадлежности, а также расставляют декоративные элементы, например, вазы. В ограниченном количестве в интерьере присутствуют ларчики и шкафчики, которые традиционно для японцев представляют собой произведения искусства.
Дизайн интерьера в японском стиле за пределами Японии
Магия жилища фен-шуй, основанная на расположении предметов в пространстве и применении цветовых сочетаний. Считается, что эти факторы способствуют течению энергии ци тем или иным образом, от чего зависит здоровье, благосостояние, личная жизнь хозяев.
Благоприятной формой жилища считают прямоугольную и восьмиугольную конфигурации плана. Различные вырезы и выступы в помещении, соответственно, уменьшают или увеличивают зоны, каждая из которых, согласно фен-шуй, отвечает за определенную сферу человеческой жизни.
Каждой из зон в фен-шуй приписывается собственный цвет, который, при его правильном подборе, поднимает энергию в определенной области жизни. Но не все рискнут четко следовать предписаниям этой философии. Можно для подъема ци разместить в зоне богатства пурпурный светильник, в зоне взаимоотношений – вазу с нежно-розовыми цветами и черную мраморную скульптуру – в зоне карьеры. Выбирая конкретные вещи, необходимо прислушиваться к своей интуиции.
Создавая свой собственный образ интерьера, дизайнеры рекомендуют не столько ориентироваться на модные тенденции, сколько прислушиваться к собственным предпочтениям и помнить о функциональности. Ведь стили дизайна интерьера зачастую близки к темпераменту человека, который будет проживать в данном помещении.
Дизайн интерьера в русском стиле: заглянем в историю
Деревенский стиль дизайна интерьера
Дизайн интерьера в скандинавском стиле
Дизайн интерьера в стиле кантри - спокойствие и только спокойствие
Дизайн интерьера в стиле лофт: оригинальность и свобода
Дизайн интерьера в классическом стиле - всегда актуальный вариант
Дизайн интерьера в восточном стиле
Исторический дизайн интерьера в стиле ампир
Атмосферные мотивы: дизайн интерьера в стиле шале
Дизайн интерьера в испанском стиле – старинные черты
Черно белый стиль в дизайне интерьера: простота и элегантность
Дизайн интерьера в стиле винтаж: уютная атмосфера старины
Дизайн интерьера в стиле эко – естественная красота природных материалов
Дизайн интерьера в стиле арт деко: современная роскошь
Дизайн интерьера в стиле прованс: легкость и нежность